Первый бомбардир: 50 лет Олегу Матвееву

Сeгoдня испoлняeтся 50 лeт Oлeгу Мaтвeeву, лeгeндaрнoму фoрвaрду «Шaxтeрa» 90-x гoдoв, первому в донецкой команде, кто стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины. «Террикон» вспоминает о замечательной карьере юбиляра…

Матвеев стал лучшим в сезоне 1996/97. Тогда борьба за звание главного бомбардира шла между ним и динамовцем Сергеем Ребровым, и шла до последнего тура. В итоге на счету Матвеева оказался 21 гол, Реброва — 20, причем оба по 6 голов провели с пенальти. Но надо отметить, что Матвеев в том сезоне сыграл 25 матчей, а Ребров — 30. То есть победа донецкого форварда была, хоть и трудной, но безоговорочной. И добытой так. За 3 тура до конца Ребров с 18 голами опережал конкурента на один пункт. В 28-м туре забил 2 гола «Звезде-НИБАС» — и на этом остановился. Параллельно Матвееев сделал хет-трик в матче с «Кремнем», догнал Реброва, а в последнем туре отличился еще раз — и стал единоличным победителем бомбардирской гонки.

Любопытно, что два фигуранта этой дуэли в каком-то смысле «зеркалили» друг друга. Ребров начинал карьеру в «Шахтере», но когда показал свой огромный потенциал, привлек внимание «Динамо» и был туда переманен. Матвеев, наоборот, пришел в большой футбол из недр киевского клуба, но все самое значительное сделал в футболке «Шахтера». Более того: место в «Динамо» Матвеев потерял именно из-за Реброва, которого киевский клуб в 1992 предпочел ему. Так что победа в бомбардирской гонке 5 лет спустя была чем-то вроде сатисфакции.

А вообще-то, если честно, Матвеев — человек совсем не украинский. В Киев он попал из Ростова, где родился, учился в спортинтернате, попал в систему «Ростсельмаша», блеснул, был взят в юниорскую сборную СССР, где стал чемпионом мира. Это счастье случилось в 1987. Советская молодежь продемонстрировала на том турнире потрясающе результативный футбол (21 гол в 6 матчах!). Матвеев был игроком основного состава, но действовал в полузащите, а не острие (хотя 2 своих гола забил — в феерическом матче с Мексикой, завершившемся со счетом 7:0).

После этого «Ростсельмаш» сделал его игроком основного состава. Правда, команда играла в Первой лиге и Матвеев, хоть и провел 32 матча в сезоне 1988, голов не забил и на виду не был. А потом у Олега настал призывной возраст, и из всех армейских и околоармейских команд быстрее всех его оприходовала киевская. За ним в Ростов приезжал сам главный селекционер «Динамо» Михаил Коман. Правда, ничего, кроме дубля, Матвееву в Киеве не светило. Там он просидел сезон 1990, и лишь потом, когда разъехались по заграницам футболисты «основы», а тренером вместо Валерия Лобановского стал Анатолий Пузач, получил возможность играть за главную киевскую команду. Итог: 13 матчей, голов в сезоне 1991.

К Киеву привязаться Матвеев не успел. Наверное, потому что эмоционально ему здесь было не совсем уютно. «Там я забил всего один гол в футболке главной динамовской команды, а в «Шахтере» в первом же сезоне — наколотил полтора десятка мячей. Для любого футболиста нет ничего важнее, чем тренерское доверие. Яремченко мне доверял», — откровенничал он в одном из интервью.

Валерий Яремченко, державший тогда «Шахтер» в своих, как правило, крепких руках, был тем человеком, который требовался Матвееву. В 22-летнем возрасте очень нужно поверить в себя. А для этого нужен шанс. Яремченко Матвееву шанс предоставил в полной мере. В первом же донецком сезоне 1992/93 Матвеев забил 11 голов в 27 матчах. Через год — уже 17 в тех же 27 матчах (лучший бомбардир чемпионата Тимерлан Гусейнов имел в итоге всего на гол больше). Матвеев превратился в украинский феномен, его вызвали в сборную (правда, на сборах он получил травму, был отправлен домой и больше не привлекался). В общем, «Шахтер» и Яремченко по-настоящему запустили его карьеру.

Секрет той команды Матвеев описывал так: «Высочайший уровень доверия — с одной стороны, и готовность к каждой игре, как говорится, костьми лечь — с другой. Идеальное сочетание, приводившее к тому, что формировался костяк команды из 14-15 игроков, на которых тренер мог в любой момент положиться». Команда была боевая, но до чемпионства явно не дотягивала. Да и задачи такой, как он признается, перед собой не ставила.

Матвеев забивал стабильно более 10 голов за чемпионат в течение 5 сезонов (за исключение провального 1994/95). Очень часто исполнял «стандарты» — и так искусно, что болельщики каждый раз ждали гола. Особо этот удар он не тренировал — думает, что такое исполнение заложено в него природой («Получалось послать мяч правой ногой в обвод стенки по такой траектории, в самую «паутину», что вратарь не успевал переместиться в противоположный угол). Был штатным пенальтистом — и 20 из своих голов провел «с точки».

Казалось, «сотня» не станет для него проблемой. Но судьба, видно, решила посмеяться над ним. В итоге, по окончании карьеры (а черту он подвел в 2003) на счету Матвеева оказалось 99 голов. Он сам все детально проверил и пересчитал — сомнений не было. До «сотни» не хватило всего гола.

Эта незадача даже стала поводом для учреждения неофициального «Клуба Олега Матвеева» — для футболистов высокого уровня, забивших менее 100 голов за карьеру в украинских клубах и сборной. Там — такие нерядовые люди, как Игорь Беланов, Алексей Михайличенко, Сергей Ателькин…

В «Шахтере» Матвеев пробыл до 2000, в последние сезоны играя все меньше — и наоборот, все чаще появляясь в составе «Шахтера-2″ в Первой лиге. Ни Анатолий Бышовец, ни Виктор Прокопенко ставки на него не делали. А когда, в довершение ко всем уже имевшимся конкурентам, купили юного звездного нигерийца Джулиуса Агахову, Матвеев понял: это все. Надо уходить.

Подводя итог своей «горняцкой» карьеры, Матвеев добродушно говорит: «По большому счету, грех жаловаться. Доволен, что попал в «Шахтер» и провел в этой команде лучшие годы. А если что-то менять, начни все сначала, то только по мелочам. Например, поумерил бы свою безграничную любовь к пиву. Глядишь, подольше бы поиграл. И количество забитых голов наверняка перевалило бы за сотню».



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»