Мaурo Иaрди стaл пoлнoцeнным игрoкoм ПСЖ. Вчeрa фрaнцузский клуб сooбщил о подписании с ним 4-летнего контракта. Эта сделка, по сути, открывает летний трансферный сезон, о нюансах которого рассуждает «Террикон»…
Суета вокруг Икарди развернулась уже очень давно. ПСЖ успешно использовала его в этом сезоне на правах аренды. С лета прошлого года он провел за парижан 31 матч во всех турнирах, забил 20 голов и сделал 4 результативные передачи. Больше него в команде забивает только Килиан Мбаппе. В списке бомбардиров досрочно завершенного чемпионата Франции он разделил 5-6 места с Неймаром. Его не всегда использовали в основном составе — но даже выходя на замену, он умудрялся забивать голы и делать ассисты. Судьба уберегла его от травм — только в самом начале сезона он получил легкое повреждение, из-за чего пропустил пару недель. А так — постоянно был на виду, создавая для ПСЖ приятную вариативность в атаке.
27-летний Икарди стал четвертым звездным элементом парижского нападения — вроде бы избыточным, но стратегически очень верным. Дело в том, что одному из этой четверки — Эдинсону Кавани — уже 33 года, и дни его в ПСЖ наверняка сочтены. Ни для кого не секрет, что этим летом все будут стараться обеспечить его новой работой. Икарди же — в прекрасном футбольном возрасте и еще несколько лет может работать в своем суперрезультативном режиме. Так что он — идеальная замена Кавани, и контрактом с ним ПСЖ делает очень сильный кадровый ход.
До сих пор он принадлежал «Интеру», где стал инициатором грандиозного скандала и возвращаться туда не собирался. Тем не менее, ПСЖ было непросто склонить итальянцев к сделке. В результате, стороны ударили по рукам на сумме 50 миллионов евро («Интер» хотел больше) плюс бонусы. Таким образом, состоялся первый крупный трансфер этого лета.
Что он нам показал? Возможно — новые реалии футбольного рынка. Икарди купили за деньги, которые год назад показались бы весьма скромными для игрока его калибра. И хотя за последний год его стоимость значительно снизилась, все равно он стоит больше, чем 50 миллионов. Напомним себе и вам, что на пике своей эволюции, в декабре 2018 Икарди оценивался в 100 миллионов по версии Transfermarkt, но к моменту перехода в ПСЖ упал до 75 миллионов. В апреле, когда было произведено снижение стоимости всех футболистов из-за новых рыночных реалий, Икарди опустили еще ниже — до 60 миллионов. В итоге получается, что всего за год игрок подешевел наполовину.
Это, конечно, слишком грубая оценка тенденции. Нужно учитывать индивидуальные особенности футболиста, его историю, текущие интересы клубов и так далее. Но все-таки, кейс Икарди иллюстрирует некую тенденцию, которая в ближайшее время, скорее всего, возобладает на трансферном рынке. И раньше было понятно, что суммы продаж снизятся, а самих продаж наверняка станет меньше. С другой стороны, сделка по Икарди показывает, что клубы все-таки готовы тратить не такие уж маленькие деньги. Это касается не всех, но даже коронакризис не отбил у некоторых участников футбольных операций желания тратиться и вкладываться.
Конечно, надо учитывать специфику ПСЖ, всегда готового платить больше, чем окружающие. Но такой клуб в современном футболе не один, и в каждом из топ-чемпионатов он имеется. Их активность будет подтягивать и остальных желающих, стимулирует находить скрытые резервы даже у тех, кто считает каждый бюджетный евро. Следовательно, вряд ли сбудутся самые плачевные прогнозы, предрекавшие футбольному рынку полную стагнацию на ближайшие годы.
Многообразие ситуации увеличивают еще и такие явления, как покупка «Ньюкасла» саудовскими инвесторами. Во-первых, сама по себе эта сделка уже идет вразрез с пессимистическими прогнозами о состоянии рынка. Во-вторых, появление еще одного «денежного мешка» в европейском футболе придаст дополнительный импульс трансферной ситуации. «Ньюкасл» обречен совершить несколько крупных покупок в ближайшее время — иначе саудовцам не было смысла в него вкладываться.
Но тут встает вопрос — а что такое «крупная сделка» по нынешним временам? Не показывает ли нам ситуация с Икарди ее примерные границы? Не становится ли теперь 100-миллионный трансфер чем-то запредельным?
Исполнительный замдиректора «Манчестер Юнайтед» Эд Вудворд грустно констатировал: «Ни у кого не должны быть иллюзии насчет вызовов, которых ожидает футбол, и трансферный рынок уже никогда не будет прежним для клубов, включая для нас». Это говорит босс одного из самых финансово стабильных клубов мира. Что уж говорить о «карликах», обитающих в нижних подвалах топ-лиг? Для них вопрос стоит вообще несколько иначе. Для них трансферный рынок может просто исчезнуть — на повестку дня встает проблема банального выживания.
В начале мая Financial Times со ссылкой на данные консалтинговой компании KPMG спрогнозировала резкое падение трансферного рынка из-за коронавируса. Сравнение делалось с предыдущим летом, когда клубы из топ-5 чемпионатов потратили на покупку игроков рекордные 5.5 миллиардов — на 900 миллионов больше, чем за год до того. Нет оснований сомневаться в примерной адекватности этого прогноза — ведь многие источники дохода у клубов просто исчезли, даже в условиях возобновления чемпионатов.
С другой стороны, коронавирус создал для больших клубов уникальную ситуацию, когда можно купить больших игроков по ценам, еще вчера немыслимым. И возможно, Мауро Икарди — первая ласточка в этом процессе.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»