В мирe спoртa бывaют взлeты и пaдeния, a инoгдa случaются чeрныe и трaгичныe дни. Сeгoдня – один из таких. В Колумбии разбилась бразильская команда «Шапекоэнсе», проводившая один из лучших сезонов в истории. К сожалению, эта трагедия – не единичный случай. В этот смутный день мы решили вспомнить и другие похожие катастрофы.
«Торино»: фатальная базилика Суперга
Дата: 04.05.1949
Место: холм Суперга, окрестности Турина
Туринский клуб в послевоенные 40-е прошлого века был сильнейшим в Италии. Три года подряд «Торино» выигрывал Скудетто, пока не произошла трагедия…
Что случилось. 3 мая 1949 «Торино» в Лиссабоне проиграл «Бенфике» (3:4) и спустя пару дней отправился домой. Рейс проходил с дополнительной посадкой в Барселоне для дозаправки. Там итальянцы пересели на самолет до Мадрида. В аэропорту они повстречались со своими коллегами и соперниками по чемпионату Италии – футболистами «Милана».
Далее последовал рейс до Турина. Из-за плохих погодных условий, пилоты потеряли ориентир в тумане и не смогли предотвратить трагедию. Левое крыло самолета зацепило ограду базилики Суперга на холме, в результате чего воздушное судно резко сменило свое направление движения и на огромной скорости врезалось в землю. Никто из находившихся на борту пассажиров не выжил. Среди них – 18 футболистов, 6 сотрудников клуба, трое журналистов, четверо членов экипажа и один болельщик.
Интересно, что родных погибших не допустили до опознания тел, чтобы не усугублять их моральную травму. Тяжелую ношу на себя взял экс-наставник «Торино» Витторио Поццо. Тот сезон туринцы доигрывали молодежью и по итогу стали чемпионами. 18 погибших также получили звание чемпиона Италии-1949. Но уже посмертно…
«Манчестер Юнайтед»: Мэтт Басби и его золотая команда
Дата: 06.02.1958
Место: Мюнхен
Одно из самых талантливых поколений «красных дьяволов». Тем зимним днем команда Мэтта Басби возвращалась из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов. Поскольку технические характеристики авиалайнера не позволяли совершить прямой перелет из Сербии в Великобританию, маршрут был проложен с учетом дополнительной посадки в Мюнхене для заправки топливного бака. Едва ли члены экипажа и пассажиры могли предположить, что некоторые из них доживают последние часы своей жизни…
Что случилось. После заправки топливных баков пилоты предприняли две попытки взлета, но обе из них были неудачными. Тогда экипаж принял решение не ждать утра, и, не взирая на непогоду, попробовать взлететь снова. Тем вечером в Мюнхене поднялся сильный снегопад. В конце взлетно-посадочной полосы скопилось огромное количество снега. Пилоты не успели справиться с управлением, а самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. Протаранив ограждение, воздушное судно врезалось в рядом стоящий дом. В самолете находилось 44 человека, 21 из которых погиб моментально. Остальных удалось эвакуировать. Среди погибших: двое членов экипажа, семеро футболистов, трое сотрудников клуба, восемь журналистов, а также тур-агент Бела Миклос и друг Мэтта Басби Уилли Сатинофф. Спустя 15 дней после катастрофы в больнице ушел из жизни еще один игрок – Дункан Эдвардс.
Кто виноват? В трагедии сразу же обвинили командира воздушного судна Джеймса Тэйна. Ему инкриминировали служебную халатность: якобы он не позаботился об удалении ледовых накоплений с крыльев самолета. Расследование затянулось, но в конечном итоге, спустя 10 лет все обвинения с Тэйна были сняты, поскольку было доказано, что в конце взлетно-посадочной полосы скопилось огромное количество осадков, что помешало осуществить взлет. Пилоты не могли знать о состоянии полосы. Тэйн был уволен из авиакомпании, а позднее так и не вернулся к работе в этой сфере. Он открыл свою птицеферму Беркшире. Умер пилот в 1975-м году, в возрасте 53 лет. Причиной стал сердечный приступ.
«Пахтакор»: чудовищная ошибка с огромной ценой
Дата: 11.08.1979
Место: Днепродзержинск
Цена человеческой ошибки необычайно велика. Особенно, когда речь идет о жизнях других людей. «Пахтакор» в сезоне 1979-го был одной из сильнейших команд СССР. Возглавляемый тогда Олегом Базилевичем узбекский гранд наводил шороху и в чемпионате, и в Кубке Союза. Однако, в августе 1979-го клуб постигло несчастье. Вылетая на очередной матч в Минск из Ташкента, делегация «Пахтакора» стала жертвой чудовищной ошибки работы диспетчеров.
Что случилось. В Харьковском диспетчерском центре в тот день на смену заступил новичок – Николай Васильевич Жуковский. На момент происшествия ему было лишь 20 лет и по факту, он являлся еще стажером. Начальник смены Сергей Сергеев переложил контроль за действиями новичка на диспетчера 1-го класса Владимира Сумского. Нескоординированность их действий привела к тому, что над Днепродзержинском произошло столкновение двух бортов ТУ-134. Один следовал рейсом Ташкент – Минск, второй по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. Всего погибло 178 человек…
Кто виноват? Сумской и Жуковский проявили халатность и невнимательность, трижды запретив молдавскому борту подъем с высоты 8400 метров до 9600. Кроме того, белорусский самолет был повышен с 7200 до 8400 метров без соответствующего запроса экипажа. Оба сотрудника по результатам расследования были признаны виновными и получили наказание в виде 15 лет лишения свободы.
Впрочем, существует версия, согласно которой оба самолета были сбиты ракетой. Она, согласно слухам, была выпущена из-за того, что белорусский самолет пересек воздушное пространство одного из оборонных объектов. По другой версии, ракета была выпущена в результате боевых учений.
Ярославский «Локомотив»: короткий последний взлет
Дата: 07.09.2011
Место: Ярославль
Самая недавняя трагедия до сегодняшнего утра. Шок, горечь и скорбь в тот сентябрьский день прокатились по всему миру. До сих пор перед глазами то видео, где на борт скорой помощи погружают Александра Галимова – единственного выжившего хоккеиста в той катастрофе. Но и он ушел из жизни несколькими часами позже, уже находясь в госпитале с огромным количеством ожогов.
Что случилось. Самолет с ярославским клубом на борту готовился к отправке в Минск. После всех необходимых процедур воздушное судно вышло на взлетно-посадочную полосу №23. Примечательно, что метеоусловия для вылета были благоприятными. Но самолет оторвался от грунта на расстоянии 400 метров от торца полосы. Максимальная высота, которой удалось достичь – 5-6 метров над уровнем поверхности. Лайнер не сумел миновать систему курсового радиомаяка, зацепив ее, затем левым крылом ударился оземь, столкнулся с деревьями и врезался в землю. Взрыв самолета произошел моментально. Его фрагменты разлетелись на 800-900 метров.
Кто виноват? По результатам расследования, которые были обнародованы 2 ноября 2011 года, причиной стали ошибка командира судна либо второго пилота, который непроизвольно нажал на тормоза. Из-за этого самолет не сумел вовремя поднять носовую часть. При этом, членами экипажа не была предпринята попытка прекратить взлет. Спустя три года обвинение в свершившемся было предъявлено экс-заместителю генерального директора компании «Як-Сервис» Вадиму Тимофееву. В сентябре прошлого года он был признан виновным в нарушении правил эксплуатации транспортного средства с тяжкими последствиями и приговорили его к пяти годам заключения. Интересно, что в ходе следствия подсудимый свою вину не признал. Кроме того, Тимофеев был амнистирован в честь 70-летия Великой Победы.
В результате этой трагедии, «Локомотив» снялся с розыгрыша чемпионата КХЛ в сезоне 2011/2012. Кроме того, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк тогда заявил, что национальная сборная не будет пользоваться самолетами Як-42.
Несмотря на то, что самолет является самым безопасным видом транспорта по статистике, крупные авиакатастрофы уносят жизни сотен людей. Сегодня весь мир скорбит о гибели футболистов, тренеров и сотрудников «Шапекоэнсе». Они так и не прилетели на матч против «Атлетико Насьональ», осуществив свой последний полет в жизни…
Автор выражает соболезнования близким всех погибших в авиакатастрофах.
Даниил Вереитин, специально для terrikon.com