В 1981 «Шaxтeр» пeрeживaл смeну пoкoлeний, фoрсирoвaнную стaршим трeнeрoм Виктoрoм Носовым. Команды была нестабильна — то выдавала победные серии, то провальные. А в июне вообще изобразила нечто несусветное, нечто такое, чего больше никогда не случалось в истории клуба. Terrikon.com вспоминает об этом…
Июнь «Шахтер» начинал на 12-м месте. После поражения от «Спартака» 0:1 опустился на 13-ю строчку. Болельщики, привыкшие к медалям (они и прошлогоднее 6-е место считали неудачей), совсем загрустили. Самое главное — не было игры. Вроде большая часть состава узнавалась (уход трех — Владимира Сафонова, Юрия Дудинского, Виктора Звягинцева — не создал больших проблем), но многие напоминали себя лишь относительно. Почему-то команда утратила ту энергетику, которая ее отличала в предыдущие сезоны.
Ну, и началось…
6 июня «Шахтер» встретился в Москве с «Динамо». На одноименном стадионе собралось лишь 6 750 скучающих зрителей, которые наблюдали за тем, как, быстро обменявшись голами в первые 10 минут (у нас — Сергей Акименко, у них — Гурам Аджоев), соперники больше не забивали. Хотя, надо признать, дончане имели больше шансов отличиться, в одном из моментов только отчаянный бросок вратаря прервал явно голевой прорыв Виктора Грачева. Признанный лидер атак «Шахтера» Виталий Старухин просидел весь матч в запасе — потому что, как писал «Советский спорт», «находится не в лучшей форме».
Играл он действительно хуже, чем привык. Но история была шире. В проигранном матче со «Спартаком» Старухина заменили в перерыве. Толку от него действительно в том матче было немного — правда, потом писали, что он подвернул ногу и потому выглядел скверно. Второй тайм он провел на скамейке запасных — где его показали отдельно, и, как на грех, в тот момент он от души смеялся. А «Шахтер» проигрывал! Это взбесило кураторов команды из обкома партии, и они дали команду тренеру: Старухина больше не выпускать. Потом говорили, что смешливый форвард так реагировал на рассказанный ему анекдот, но сути дела это уже не меняло. Больше за «Шахтер» «Бабуся» не играл.
Но не будем отвлекаться.
Итак, сыграв с «Динамо» 1:1, «Шахтер» вернулся в Донецк. Здесь 11 июня от принял «Пахтакор». Зрителей на игру пришло примерно столько же, сколько и в Москве — 7 500 тысяч. В атаке вместо Старухина выпустили молодого Акименко, в котором тогда явно видели нового звездного центрфорварда. Но он не забил. Единственный гол — на счету Михаила Соколовского, реализовавшего пенальти. Это был ответный гол, в итоге — ничья 1:1. «Качество игры поможет вернуть зрителей на трибуны», — писал Марк Левицкий в «Спортивной газете». Но с качеством были проблемы.
В воскресный день 14 июня «горняки» принимали другую среднеазиатскую команду — «Кайрат». Тут ситуация развивалась по другому сценарию — Соколовский открыл счет на 10-й минуте (фирменным прямым ударом со штрафного), но в самом конце матча «Кайрат» сравнял счет ударом Гладилина. Зрителей, несмотря на выходной, было еще меньше — всего 5 тысяч. «Шахтер» действовал хаотично, «рассыпчато», особенно после того, как в перерыве заменили получившего травму Соколовского. В общем — 1:1, третья ничья подряд с таким счетом.
Дальше «Шахтер» отправился на Кавказ. 20 июня команда вышла на газон тбилисского стадиона «Динамо» против команды, совсем недавно взявшей Кубок кубков. Правда, у грузин из-за травм не играли несколько игроков «основы» — но все равно. Горячая публика в количестве 43 тысяч человек требовала от своих парней только победы. Но уже на 2-й минуте получила «плюху»: Акименко, подхватив мяч в центре поля, просочился к воротам и отправил мяч в сетку мимо вратаря Габелии. Сыграл в стиле Марадоны (именно это прозвище он будет носить в дальнейшем). «Динамо» отыгралось на 62-й минуте с пенальти (его реализовал Шенгелия). Потом были свирепые грузинские атаки и героическая игра донецкого вратаря Виктора Чанова. Итог — опять 1:1.
Это уже походило на анекдот. Но он лишь усугубился через четыре дня в Баку. Там «Шахтеру» пришлось обходиться без травмированного Грачева — его не вполне адекватно заменили новичком Валерием Гошкодерей. Связной игры не получилось. Впрочем, как и у соперника. Как писали в спортивной газете: «Казалось, играли не в футбол, а, как говорят в таких случаях англичане, соревновались в конкурсе полотеров». «Шахтеру» удалось открыть счет на 77-й минуте (Николай Федоренко). Казалось, против такого соперника удержать победу не составит труда. Но бакинцы сравняли счет уже через 5 минут. В результате — те же злополучные 1:1.
Так закончился июнь — месяц, в течение которого «Шахтер» сыграл подряд пять ничьих с одинаковым счетом. Такого курьеза в истории команды никогда не было — и никогда больше не будет. Выскочить из ничейного омута удастся через неделю (поражение от ростовского СКА 1:2), а потом последуют четыре победы подряд с общим счетом 16:4. Создавалось впечатление, что уход Старухина удалось нивелировать, и на наших глазах возникает новая команда с более разнообразным и современным нападением, в котором солировали Грачев (6 голов из этих 16) и Федоренко (4), а также неожиданно возникший еще один молодой перспективный форвард Сергей Кравченко (3).
Увы, все оказалось не так легко и просто. Хорошей новой команды не получилось, а ее солисты по окончании сезона разбежались в разные стороны. Но это уже совсем другая история.
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»
another languages: uk