Прощание с Шундровым…

Укрaинский xoккeй лишился oднoй из сaмыx культoвыx фигур. Нa 63-м гoду жизни умeр вeликий гoлкипeр Юрий Шундрoв. «Террикон» вспоминает о нем — человеке, выигрывавшем дуэли у многих легенд советского хоккея…

Большая игра для Шундрова заканчивалась в 1999. Со сборной Украины он поехал на чемпионат мира — первый, который наша команда проводила в высшем дивизионе. Ему уже почти исполнилось 43 года, и основным вратарем он в той команде не считался. Его выпустили во втором матче со сборной России при счете 1:4 в начале третьего периода. После этого по воротам Украины россияне нанесли 11 бросков, но больше забить не смогли. Так Шундров стал самым возрастным хоккеистом планеты, которому когда-либо удалось выступить на таком уровне…

У него было далеко не идеальное здоровье (например, в канун 50-летия случился приступ, чуть не отправивший его на тот свет). Но в хоккее удалось задержаться гораздо дольше среднего. Как ему удалось? Наверное, строго относился к спортивному режиму, заботился об организме? Да ничего подобного! В одном из интервью последних лет откровенный Шундров рассказывал: «Бывало, за 12 часов до поединка употреблял до 500 граммов водки. Днем было время выспаться… Говорю сейчас об этом смело, потому как после распития белой у «Сокола» всегда был положительный результат. Даже ЦСКА обыгрывали!» Несмотря на суровые штрафы, назначенные главным тренером киевской команды Анатолием Богдановым, до матча выкуривал по 5-6 сигарет. И все равно, продолжал и продолжал играть на высшем уровне. «Кому как дано», — пожимал он плечами.

Пару раз он «ходил под Богом». Шайба попадала в переносицу, в височную кость. Оба раза вопрос жизни и смерти решали миллиметры. Причем, что характерно, оба раза бросали свои. От чужих таких неприятностей Шундров не имел, хотя «бомбардировали» его в воротах нещадно — «Сокол» далеко не во всех матчах был фаворитом.

Юрий Шундров родился и вырос в Пензе. Этот российский город имел свою скромненькую команду под названием «Дизелист». Она влачила скромные дни во второй союзной лиге — но как раз в середине 70-х, когда там появился юный вратарь, начала подъем, вышла в первую лигу и даже допрыгнула там до 2-го места. Шундров стал одной из главных звезд того «Дизелиста», играл в юношеской и молодежной сборных СССР, выигрывал с ними чемпионаты Европы и мира. Не один раз его пути пересекались с «Соколом» — команды Киева и Пензы играли тогда в одной Лиге. А Когда «Сокол» в 1978 повысился в классе, киевский клуб сделал пензенскому вратарю предложение, от которого глупо было отказываться.

Хотя, как знать — посиди он в «Дизелисте» еще пару лет, может, и в московском клубе оказался бы, и в сборной тогда смог бы заиграть. Ведь, как принято считать, Виктор Тихонов игнорировал его только потому, что Шундров выступал за киевскую команду. Это был почти непреодолимый недостаток в глазах главного тренера СССР. Все, что удалось Шундрову в сборной — пара товарищеских игр против Чехословакии. Ну, и еще его включили в состав для поездки на Олимпиаду в Калгари — но накануне он как раз и получил шайбой в переносицу…

Так что — невезунчик? Ну, это еще вопрос. Например, окажись он в Москве — мог не получить такой гаммы положительных эмоций. Расти с «Соколом» от дебютанта до бронзового призера 1985 было куда более увлекательным занятием, чем ежегодно бороться за медали в «Спартаке» и «Динамо». И такой всенародной любви Шундров в Москве вряд ли получил бы. У киевских болельщиков популярнее его человека не было. Ну, может еще форварда Евгения Шастина и защитника Сергея Горбушина так же боготворили…

Вот характерный отзыв о его игре из прессы тех лет: «Юрий Шундров, любимец киевлян, вратарь, не просто надежно играющий, но творящий чудеса, и это вызывает восторг на трибунах. Сколько матчей он спас! Скольких очков «Сокол» не досчитался бы без своего великолепного вратаря! Он становится еще собраннее, если на его пятачке многолюдно… Когда «Сокол» прижат к своим воротам и броски с близкого расстояния следуют один за другим, Шундров демонстрирует чудеса реакции, хоккейной акробатики, хладнокровия. Его хочется назвать везучим, настолько естественно для него выходить «сухим» из безнадежных ситуаций. Однако истинные причины этой везучести — обостренная интуиция, ювелирная вратарская техника, пластичность, самоотверженность. Его можно назвать азартным, хотя такая характеристика больше подходит для нападающих. Чем яростнее атакует противник и труднее защитникам контролировать ход игры, тем эффективнее и с большим блеском играет Шундров».

Вот так тот «Сокол» оформил историческую «бронзу»:

Историк киевского хоккея Виктор Жалий высказывался об уровне Шундрова так: «Говорят, что вратарь — половина команды. Во многих изданиях того времени было написано, что если это так, то Шундров — процентов 80 того «Сокола». И когда Третьяк закончил карьеру, всем было ясно, что сильнее вратаря в Союзе не осталось. Но за московские клубы он не играл, и поэтому, к большому сожалению, был обойден вниманием тренеров сборной. И никакой истории Шундров-Тихонов в сборной не получилось».

Сам Шундров не хотел говорить о какой-то своей особенной верности клубу. И настаивал на том, что не перешел в «Спартак» или «Динамо» по одной причине — из уважения к тренеру Анатолию Богданову: «Да, я очень уважал его. Видимо, и он меня любил, хотя карал за все про все — нещадно! Были мелкие провинности. Были и не очень мелкие. Но взаимное уважение у нас оставалось всегда».

С характерным скупым юмором Шундров признавался, что вратарем стал осознанно, но по одной причине — ему очень нравилась вратарская форма. Так с детства он оказался в этом амплуа, куда обычного мальчишку и под страхом смерти не загонишь. Он не достиг в хоккее тех высот, каких был достоин по своему таланту. Не сыграл в сборной СССР. Не сыграл в НХЛ, хотя чувствовал, что мог бы — в лучшие годы, естественно…

Говоря о своей мечте накануне 50-летнего юбилея, Шундров признавался, что надеется иметь своих воспитанников в НХЛ. Эта мечта сбылась. С 2009 в разных клубах НХЛ играет Антон Худобин — вратарь, которого Шундров воспитал во время работы в магнитогорском «Металлурге» и характеризовал когда-то: «Он талантливый, но лентяй из лентяев». Тем не менее, в прошлом сезоне Худобин отыграл 31 матч за «Бостон Брюинз».

Шундров был благодарен хоккею за все. За то, что спас от проблемного детства (в его пензенском квартале многие пацаны начинали промышлять воровством на станции и шли «по кривой дорожке»). За то, что подарил сильнейшие позитивные ощущения. За то, что позволил ощутить любовь огромного количества людей. Тех болельщиков, которые продолжают помнить Шундрова и сейчас…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»