Сентябрь — месяц, когда оживают сборные

Мы ужe oтвыкли oт мaтчeй футбoльныx сбoрныx. Нo вoт oни вoзврaщaются. Через несколько дней начнется вторая в истории Лига наций, где Украина будет сражаться среди сильнейших. «Террикон» смотрит в будущее с интересом и надеждой…

Лига наций — одно из немногих футбольных соревнований, сроки проведения которого не смог никуда сдвинуть коронавирус. И хотя поговаривают о второй волне пандемии и о новых тотальных ограничениях, пока мы имеем то, что имеем: вторая в истории Лига Наций УЕФА стартует в срок и в полном объеме.

Формат турнира остался примерно таким же, но некоторые новации все-таки содержит. 55 сборных УЕФА разбиты, как и прежде, на 4 лиги, но их численный состав изменился. Лиги А, В и С теперь состоят из 16 команд (4 группы по 4 команды в каждой), а слабейшая Лига D минимизирована до 7 команд (2 группы в 3 и 4 команды). Это сделано ради того, чтобы сделать календарь более насыщенным и ритмичным. Перераспределение команд было произведено по результатам выступлений в предыдущей Лиге наций. Например, сборные Германии, Исландии, Польши и Хорватии, которые должны были опуститься в Лигу В, остались среди сильнейших, но к ним присоединились 4 победителя прошлой Лиги В, в том числе и сборная Украины. Так и получилось 16 сильнейших.

Что это дает Украине? Теоретически — увеличивает шансы уцелеть в когорте лучших. Ведь если по прежней схеме она попала бы в группу из трех команд, где ее соперниками наверняка оказались бы 2 гранда мирового футбола (с понятным исходом), то сейчас она получила, кроме двух грандов (Испания и Германия) более-менее терпимую Швейцарию, с которой можно побороться за 3-е место — то есть, за выживание. Впрочем, не стоит забывать, что в прошлой Лиге наций Швейцария выиграла свою группу и вышла в полуфинал.

Еще одно следствие новой формулы — отсутствие групп смерти в Лиге А. Нет ничего, подобного предыдущей ситуации, когда в одной компании оказались Нидерланды, Франция и Германия — просто убийственный вариант, в котором немцы исполнили противоестественную для себя роль тотального аутсайдера, набрав всего 2 очка в 4 матчах (наверное, никогда еще в своей истории Бундестим не показывал столь скверный турнирный результат). Сейчас все 4 группы Лиги А имеют по 2 очевидных фаворита и по 2 команды послабее. Впрочем, понятно, что это распределение весьма условно, базируется на предыдущих заслугах и может быть очень сильно подкорректировано действующей реальностью.

Посмотрев состав Лиг В и С, мы там тоже не увидим групп из 4 равных по силе команд. За единственным исключением — в группе В3 собрались Россия, Турция, Сербия и Венгрия. Это условно можно назвать «группой смерти», где обязательно «умрет» какая-то достойная сборная.

На противоположном полюсе находится группа D2. Возможно, это вообще самая слабая по составу компания, когда-либо формировавшаяся для выступлений в официальных соревнованиях. Тут сойдутся в искрометной схватке Гибралтар, Лихтенштейн и Сан-Марино. Самое удивительное, что одному из этих карликов придется стать победителем в группе — а значит, шагнуть в Лигу С, что для них равнозначно полету на Марс. То есть, здесь мы говорим не о «группе смерти», а наоборот, о «группе жизни» — жизни новой и сказочной.

Эта Лига наций имеет еще одну особенность. Когда задумывали это соревнование, его мыслили как «прокладку» между большими турнирами — чемпионатами мира и Европы. В такой концепции, оно идеально заполняло время, позволяя сохранять игровой тонус сборных на высоком уровне в течение двухлетнего цикла. Но в связи с коронавирусом произошли тектонические сдвиги, и концепция получается уже другая. Лига наций будет не следовать за Евро-2020, а предшествовать ему. А значит, тренеры сборных, добившихся права участвовать на этом турнире, будут рассматривать Лигу наций не как площадку для строительства новой команды, а как средство еще больше укрепить и сцементировать тот коллектив, который все-таки поедет на Евро (дай Бог ему состояться в новые сроки). Значит, и кадровых экспериментов будет поменьше — по крайней мере, радикальных, нацеленных на обновление состава.

Впрочем, это, конечно, не исключает появления новых людей. Мы видим это а примере сборной Украины — ее тренер Андрей Шевченко привлек на сборы сразу нескольких футболистов, ни разу не игравших на таком уровне, плюс еще нескольких, которых ранее всерьез не рассматривал. Кто из них выйдет на поле — это, конечно, еще вопрос, но, по крайней мере, Шевченко явно не считает свою команду надежно сформированной и продолжает искать варианты. На нескольких позициях (прежде всего, нападающего) — по-прежнему дефицит, на других (например, центрального защитника) — наоборот, изобилие равнозначных кандидатов, среди которых еще предстоит сделать окончательный выбор.

Напомним, что Украина начинает Лигу наций домашним матчем со Швейцарией на «Арене Львов» в четверг, 3 сентября. Тут-то и нужно побеждать. Это создаст преимущество в борьбе с главным конкурентом за выживание и заложит симпатичный фундамент на будущее, с которым можно будет чувствовать себя расслабленнее, выходя в гостях против Испании (6 сентября) и дома против Германии (10 октября). Рассчитывать на победу в такой группе вроде бы наивно, но на всякий случай напомним, что в этом случае Украина попадает в полуфинал Лиги наций, который должен состояться следующим летом (а когда именно, зависит от окончательных сроков проведения Евро).

Конечно, УЕФА, начиная такой турнир в такое время, не могла игнорировать фактор коронавируса. В регламент были внесены специальные дополнения. Цитируем:

1. Если группа футболистов или команда помещены в обязательный карантин, то матч все еще может состояться. Для его проведения необходимо, чтобы в заявке было минимум 13 игроков, включая одного вратаря.

2. Если 13 игроков не набирается, то матч, если это возможно, переносится на другую дату. УЕФА также вправе перенести игру на стадион в нейтральном государстве, но все расходы при этом берет на себя домашняя команда, на которой – ответственность за проведение матча.

3. Если перенос матча невозможен, решение остается за Контрольно-дисциплинарной и этической инстанцией УЕФА. Сборная, по чьей вине матч не состоялся, признается проигравшей. Если это вина обеих сторон или матч не состоялся по независящим от них причинам, то исход определяет жребий (победа 1:0, поражение 0:1 или ничья 0:0).

Впрочем, все, конечно, надеются, что удастся избежать таких ситуаций. По крайней мере — в Лиге А, где играют самые лучшие, самые организованные и где фактор коронавируса поэтому все-таки не столь силен.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»