Нaзнaчeниe Aлeксaндрa Шoвкoвскoгo врeмeнным глaвным трeнeрoм «Динaмo» зaстaвилo вспомнить тему вратарей, которым после окончания карьеры доверяют серьезные клубы. Давно замечено, что таких примеров немного, а уж великими тренерами экс-голкиперы почти никогда не становятся. В украинском футболе таких примеров очень немного. Terrikon.com рассматривает два из них…
Евгений Лемешко
Первый — человек довольно нешаблонной судьбы. Евгений Лемешко родился 11 декабря 1930 в Николаеве, учился в ремесленном училище на кузнеца, там же начал заниматься футболом. Стал вратарем, привлек к себе внимание, попал в главную команду города — «Судостроитель». И уже через год был взят в киевское «Динамо», где провел следующие 8 лет, но на первые роли, увы, не выбился. В 1959 перешел в «Шахтер», но сыграл там всего 5 матчей (пропустил 14 мячей, кстати), а потом получил тяжелейшую травму мениска — пришлось завершать карьеру игрока.
Есть мнение, что вратари не становятся хорошими тренерами по причине то ли специфического, замкнутого характера (хотя далеко не все они таковы), то ли узкого видения игры (из ворот футбол — совсем не тот, лишен объема и, так сказать, многоцветия). Наверное, Лемешко обо всем этом не знал, потому что сразу стал тренировать футбольные команды — с 30 лет. Первой было хмельницкое «Динамо», потом — еще четыре украинских клуба, пока, наконец, он не добрался в 1977 до харьковского «Металлиста».
К тому времени харьковчане влачили незавидное существование в украинской зоне Второй союзной лиги, а местный болельщик мог лишь по рассказам старожилов вспоминать о временах, когда город задавал тон в национальном футболе. Лемешко был из тех тренеров, которые подходили к делу без излишнего наукообразия — попросту, на основе своего жизненного опыта. В Харькове у него как-то вышло наладить отношения со всеми, хотя вообще-то характер у него был не сахар, и на прежних местах работы он, случалось, конфликтовал с руководством или игроками.
С «Металлистом» получилось совершенно иначе. Лемешко сколотил команду, сплотил ее вокруг себя, немедленно повысил до Первой лиги, а уже через 4 года вывел в «вышку». Он привил «Металлисту» динамичный стиль, в котором большое значение имела «физика» и самоотдача. Когда его ребята были в настроении, они могли перебегать и перетерпеть любого, кроме, разве что, киевского «Динамо», подготовленного бывшим партнером Лемешко — Валерием Лобановским.
До союзных медалей, впрочем, его «Металлист» не добрался. «Коронкой» Лемешко стали Кубки СССР. В 1983 он вывел харьковскую команду в финал, где она, впрочем, уступила «Шахтеру». А 5 лет спустя все-таки взял трофей, победив московское «Торпедо». Сделав это, Лемешко почти сразу ушел из команды. А вскоре, в 1993, и с тренерством «завязал». Но в истории украинского футбола, конечно, остался весьма яркой фигурой.
Семен Альтман
К харьковским местам имеет отношение и второй знаменитый украинский тренер-вратарь. Правда, не по работе, а по рождению. Семен Альтман родился 21 апреля 1946 в городе Чугуеве Харьковской области. Но, что любопытно, в футбольной карьере абсолютно ничего его с этими краями не связывало. А ведь где он только не отметился — Ровно, Одесса, Херсон, Тирасполь, Москва, Южная Корея, Донецк, Мариуполь, Симферополь, Владивосток…
Самого себя он считает одесситом, потому что и как игрок достиг здесь высшего уровня (выступал с «Черноморцем» в союзной высшей лиге — а больше ни с кем), и как тренер отметился. Да и вообще, как еврей, не стесняющийся своего родства, он в Одессе по духу чувствовал себя на месте.
Тренерский черноморский опыт был сначала ассистентским — его пригласил Виктор Прокопенко в 1982, принимая команду. Когда-то они вместе играли, отлично понимали друг друга, и команда у них получилась замечательная. Те, кто старше, помнят, как в 1986 одесситам не хватило лишь очка, чтобы стать бронзовыми призерами, и как они выбили из Кубка УЕФА бременский «Вердер». Второе тренерское пришествие Алтьмана в «Черноморец» случилось уже в начале этого века — и он таки привел команду «стоявшую на вылет», к бронзовым медалям. Это было подтверждение его репутации, завоеванной перед этим в донецком «Металлурге», где он тоже стал «отцом» бронзового успеха.
Альтман был нетипичным вратарем — и стал нетипичным тренером. Будучи сыном военного, он отнюдь не имел «командного голоса» и на поле, как правило, не орал, надрывая связки. И как тренер, был деликатен, старался не ругать подопечных прилюдно, предпочитая разбирать их промахи с ними наедине. Но, кстати, вратарский опыт, как он считал, ему в тренерской работе помог, что бы там ни говорили те, кто уверен, что из вратарей хороших тренеров не получается. Умение анализировать и вычислять, чем он всегда славился — именно оттуда. Альтман шутил, что у вратаря, в отличие от полевого игрока, всегда есть время, чтобы подумать.
Один из его принципов — «достойно жди смерти». Как это замечательно перекликается со знаменитой фразой его друга Виктора Прокопенко: «Жить надо достойно, а умереть у моря!» Альтману уже 77 лет, он активно не тренирует с 2012 (если не считать грустного опыта со сборной Молдавии в 2019). Но мы его незабываемый облик, конечно, помним.
Федор Ларин, специально для «Террикона»
another languages: uk