Xaви Эрнaндeс, oдин из умнeйшиx и тexничнeйшиx пoлузaщитникoв сoврeмeннoсти, oбъявил o зaвeршeнии карьеры игрока. Провожая его, мы вспоминаем кое-что очень важное из его карьеры.
???? 767 appearances
⚽️ 85 goals
???? 25 trophies
???? The ultimate expression of the Barça style
— FC Barcelona (@FCBarcelona) 2 мая 2019 г.
Семейная легенда
Хави был мозгом «Барселоны» эпохи Гвардиолы. Да, мозгов там хватало, но все-таки главным конструктором и истиной в последней инстанции считался Хави. Именно ему отдавали инициативу, когда план на игру рушился и нужно было что-то придумывать на ходу. Он лучше всех чувствовал пространство и время — то, что составляло суть философии Йохана Кройфа, из которой и выросла современная «Барса». Причем это глубинное понимание футбола проявилось настолько рано, что приходится признать его врожденным.
В одном из интервью он вспомнил семейную историю о временах, когда ему было всего 5 лет: «Папа подошел ко мне во время матча и сказал: «Почему ты не идешь в атаку? Ты забьешь». Говорят, я ответил: «Но, папа, если я пойду туда, то никого не останется для защиты вратаря?». Еще перед тем, как пойти в школу, я мыслил о футболе тактически».
Лучший матч
До 30 ноября 2010 Жозе Моуринью ни разу в карьере не проигрывал с разницей в 5 мячей. «Барселона» Пепа Гвардиолы доставила ему такое неудовольствие. Просмотревший матч Франческо Тотти заметил: «»Барселона» выиграла бы, даже если бы на поле было три «Реала»». В тот вечер для каталонцев было принципиально важно победить — и желательно, самым убедительным образом. В предыдущем «эль классико» на «Камп Ноу» «Реал» оказался сильнее. Требовалась сатисфакция — городу, клубу, игрокам, Гвардиоле (он ведь еще только начинал как тренер). Эти 5:0 имели важнейшее значение в становлении новой «Барселоны» — а значит, и для Хави, который всегда был «человеком клуба», для которого гранатово-синие цвета были цветами его крови.
«Победа со счетом 5:0 над «Реалом» — самый лучший матч в моей карьере. Ощущение полного превосходства было чем-то невероятным», — признается он. Хави сделал самое главное — забил первый гол, и сделал это достаточно рано, на 10-й минуте. Получив в центре штрафной площади пас от Иньесты, он с невыразимой легкостью перебросил Касильяса. Лучшим у «Барсы» в том матче был Давид Вилья, стремившийся опровергнуть обидную оценку Моуринью, высказанную незадолго до того («Это игрок, который много стоит, но мало забивает»). Вилья и сам забил дважды, и еще два раза ассистировал. Но и он, и Хави, и любой другой игрок «Барсы» был всего лишь частью единого организма, который в тот вечер выглядел идеально. Насколько это вообще возможно в реальности.
Худший момент
Опухоль печени у Эрика Абидаля обнаружили в марте 2011 во время традиционного осмотра игроков «Барселоны». Это был шок для всей команды. И это был, по утверждению Хави, худший момент в его карьере. «Настали самые сложные времена из всех, которые я пережил в клубе. Слава Богу, Абидаль справился с этим, потому что он один из самых сильных духом людей, которых я знаю», — говорит он. Для Хави было очень важно, что болезнь своего товарища вся команда восприняла как личную проблему. Высшим проявлением этого участия стало предложение Дани Алвеса «поделиться печенью» с Абидалем — у них оказалась одна группа крови. В итоге, этого не понадобилось — спасительным донором стал брат больного.
Абидаль жестоко страдал. «Мне казалось, что меня режут заживо», — признавался он. В конце концов, пройдя через две операции, он вернулся к нормальной жизни и даже еще поиграл в футбол. 28 мая 2011 он провел полный финальный матч Лиги чемпионов против «Манчестер Юнайтед», победный для «Барселоны». После поединка, когда трофей уже оказался в руках капитана Карлеса Пуйоля, вице-капитан Хави выразительно посмотрел тому в глаза. Пуйоль все понял — и передал кубок Абидалю, уступая честь «первоподнятия». «Я безумно благодарен Пуйолю и Хави за то, что они позволили мне сделать это. То был исключительный момент в моей карьере», — говорил растроганный Абидаль.
Чемпион по «Тетрису»
Хави — не большой фанат компьютерных игр и никогда им не был. Но есть одна игра, которая занимала большую часть его досуга в детстве — «Тетрис». Он слыл настоящим чемпионом в ней! Ему доставляло удовольствие находить пространственно-временные решения (все тот же принцип Кройфа!), находить единственное место, куда следует послать фрагмент паззла и успеть сделать это в долю секунды. Следить за тем, что происходит, моментально анализировать и действовать соответственно — это его стиль.
«Когда я вхожу в комнату, я анализирую, как стоят стулья и столы. Я всегда хочу сидеть там, откуда видно всю комнату. Это рефлекс – ничего не могу с этим поделать. Я люблю контроль, не люблю сюрпризы», — признается Хави. Находясь на поле, он старается не терять ни доли секунды — все это может пригодиться в нужный момент. Он не понимает, зачем игроки смотрят на бровку или на трибуны — «это как терять золото». Он не сводит глаз с поля. «Всю жизнь я провел в поисках пространства. Где оно? Как его использовать? Для этого я поворачивал голову во всех направлениях. Меня прозвали «девочкой из фильма «Экзорцист» — помните, та, которая поворачивала голову на 360 градусов?», — смеется Хави.
Время коротышек
Какой момент можно назвать пиковым в карьере Хави? Очевидно — чемпионат Европы-2008, на котором Испания смогла преодолеть многолетний комплекс униженных и оскорбленных, став чемпионом континента. А Хави был признан лучшим игроком турнира. Многие считали — незаслуженно, мол, не совершил ничего выдающегося. Ну, подумаешь — сделал больше всех точных передач, причем значительно больше. Кое-кто в сборной Испании выступил ярче, доказывали недовольные.
Но кто-то смотрел глубже и видел причину такого решения. Вот один из них — английский журналист Грэм Хантер. В своей книге «»Барса». Как создавалась лучшая команда в мире» он обращает внимание на изменение акцентов при формировании состава сборной. После выпадения Рауля и Гути, ее тогдашний главный тренер Луис Арагонес сделал ставку на «коротышек» — футболистов не выше 180 сантиметров. Они изменили игру сборной, сделали ее живее и непредсказуемее. И самым влиятельным, самым авторитетным среди них считался как раз 170-сантиметровый Хави, который уже был вице-капитаном «Барселоны». Главной линией сборной стала полузащита — а тут Хави был безусловным начальником. Можно сколько угодно перебирать статистику, но ни одна цифра не создаст того впечатления, которое создавала его игра. Уверенность, авторитетность, ум и страсть в одном флаконе. Человек, который решает проблемы — прямо как персонаж Харви Кейтеля в «Криминальном чтиве». Таким он был игроком. Таким, скорее всего, он станет и тренером.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шлест, специально для «Террикона»