Вчeрa бoлeльщики «Шaxтeрa» были пoтрясeны нoвoстью o смeрти 48-лeтнeгo Сeргeя Ателькина, одной из главных звезд 90-х. Слабое сердце большого игрока, в конце концов, не выдержало. Прощаясь с ним, «Террикон» вспоминает Сергея как футболиста и как человека…
Ателькин не слишком охотно шел на контакт с прессой. За все время, лишь однажды удалось с ним пообщаться. Поразила его мягкость и даже какая-то робость в разговоре, совершенно не вязавшаяся с его образом игрока — настоящего бойца, всегда готового бороться изо всех сил, не щадя ни себя, ни других. Кажется, это ощущение — совсем не случайно. Люди, знавшие его, подтверждают: Ателькин был очень добрым и человечным, никакой агрессии в жизни от него не исходило. Наоборот — всегда был готов протянуть руку, если требовалось.
Вспоминает один его давний приятель (не из футбольных кругов): «В последний раз виделись с ним году в 2012-2013. Я нашел его номер у себя и решил — дай, наберу. Набрал. До этого не виделись много много лет — ну, за исключением случайных пары встреч то на Студгородке, то на Крытом. Первый его вопрос был — «Чем я могу тебе помочь?»». Довольно показательно, не правда ли?
Между тем, на поле Ателькин был действительно — огонь! Никогда никого и ничего не боялся, смело шел в стык и на обострение. С этим связан один из самых памятных эпизодов в его карьере. В 2000 «Шахтер» дебютировал в групповом турнире Лиги чемпионов (куда попал, кстати, после гола Ателькина в квалификационном пражском матче). К 53-й минуте «горняки» проигрывали 0:1 и шансов спасти игру не имели. На 53-й минуте в штрафной итальянцев захлебнулась очередная бесперспективная донецкая атака. За мяч уже можно было не бороться. Но Ателькин пошел на него, стараясь отработать момент до конца. На его пути стоял Синиша Михайлович — игрок фактурный, наглый и неуступчивый в игре, пользовавшийся репутацией непобедимого бойца. Но с Ателькиным ничего поделать не смог — был просто смят. Остроты Ателькину создать не удалось, но Михайловича из игры он вывел — кажется, серб получил перелом носа. После этого «Шахтер» встрепенулся и минут 10 беспрестанно атаковал — правда, успеха так и не добился…
Говорят, сам Ателькин отрицал честь победы над Михайловичем, уступая ее Сергею Попову (еще одному гладиатору «Шахтера»). Скромный был человек…
Как игрока, его отличал прежде всего атлетизм и натиск. Но воспринимать его однобоко — значит, делать из него какую-то схему. Ателькин мог продемонстрировать и удивительную технику. Вот, посмотрите — один из его самых знаменитых голов, забитых в ворота итальянской «Виченнцы» в рамках Кубка УЕФА. Он не только мастерски обработал мяч, но и гениальным движением отыграл сразу защитника и вратаря, точно скоординировался и спокойно послал мяч в сетку. Крики итальянского комментатора «Grande! Grande!» — как знак качества этого гола:
Этот гол стал для Ателькина пропуском в Серию А, где он оказался раньше всех украинцев периода независимости. Раньше, чем Андрей Шевченко. Правда, никаких чудес, подобно Шеве, сотворить ему там не удалось, хотя несколько голов за «Лечче» забить он все-таки успел. Наверное, могло сложиться получше. Возможно, причиной не самой успешной итальянской карьеры стала тяжелая травма, которую в матче с «Ромой» Сергею нанес чемпион мира бразилец Кафу. В итоге, оказалось так, что этот итальянский вариант, представлявшийся в начале просто сказкой, сломал карьеру Ателькина. Вернувшись в «Шахтер», он попал уже в измененную реальность. Ему еще удалось провести один полноценный сезон за родной клуб (в 2000/01 он сыграл 21 матч в чемпионате Украины и забил 11 голов). Но это уже была лебединая песня. Через год он уже доигрывал в донецком «Металлурге».
Тем не менее, в памяти болельщиков «Шахтера» Ателькин остается как главный форвард 90-х. Всего, на его счету — 82 гола во всех турнирах за донецкую команду. Это на 4 больше, чем у товарища по линии атаки Олега Матвеева, который, в отличие от Ателькина, становился лучшим бомбардиром чемпионата Украины. Ателькин не забивал так много в отдельные сезоны (больше 11 — ни разу) — но был гораздо стабильнее (те же самые 11 — четырежды). И главное — забивал самые важные голы.
Особенно феноменальными выглядят его результаты в Кубке Украины. С ним «Шахтер» 4 раза выходил в финал — и все 4 раза выигрывал. В 3 из этих поединков Ателькину удавалось отличиться. В 2 случаях его удары оказывались решающими: в 1997 он забил единственный в матче гол «Днепру», в 2001 дважды огорчил киевский ЦСКА. Это было удивительное свойство Ателькина — на протяжении многих лет делать то, что надо, в самый нужный момент в наилучшем виде.
Трибуны его любили и ценили, как своего. Он был простым парнем — выходец из шахтерской семьи, сам имел горняцкое образование и, скорее всего, как и отец, работал бы под землей, если бы не явно прорезавшийся футбольный талант. Шахтеров изначально приучают делать свою работу ответственно — иначе может получиться большая беда не только для тебя, но и для окружающих. В таком духе Ателькин и играл. Болельщики это чувствовали — и платили ему симпатиями, в которых у Ателькина не было недостатка, даже когда он стал играть намного меньше.
Его и сейчас вспоминают как одного из последних «своих парней» в атаке «Шахтера». Как человека, который не жалел себя, сражаясь за клуб.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»