Вoскрeсшaя мoдa нa тaктичeскиe футбoльныe изыски рoждaeт нaстoящиe шeдeвры. В уходящем году больше всех запомнился бывший игрок сборной Италии, ныне — тренер юношеской команды ПСЖ Тьяго Мотта. Он предложил что-то по-настоящему революционное…
Гениальная мысль Мотты мелькнула в обычном интервью Gazzetta dello Sport. Разговор шел стандартный, ничего не предвещало сенсации, как вдруг Мотта сказал:
«Моя идея — играть агрессивно. Команда должна контролировать игру, вести высокий прессинг, много двигаться с мячом и без него. У игрока с мячом должно быть 3-4 варианта продолжения игры и пара товарищей по команде рядом. Главная проблема в футболе — это делать на поле простые вещи, нужно много двигаться, чтобы постоянно освобождаться от опеки. Может ли это быть схема 2-7-2? Я считаю вратаря седьмым полузащитником. Для меня нападающий — это первый защитник, а вратарь — первый нападающий».
Эта комбинация цифр — 2-7-2 — действительно выглядит очень инновационно, если не сказать больше. Дизайнеры итальянской газеты, опираясь на общую картину, набросанную Моттой широкими мазками, попытались привязать ее к футбольному полю. Получилось вот так:
Тут надо иметь в виду, что сам Мотта ничего не рисовал и фигурки по условному полю не двигал. Просто дизайнеры попытались перевести его идею в реальность, как они это поняли из его слов.
Прежде чем мы перейдем к анализу этой чудесной схемы, скажем пару слов о самом Тьяго Мотте. Бразилец по происхождению, он стал итальянцем по гражданству, имея соответствующие корни. Воспитанник «Барселоны», он играл в «Атлетико», «Интере» и ПСЖ. Боец по натуре, часто страдавший от избытка агрессии, он при этом обладал отточенным футбольным интеллектом, прекрасно читал игру, раздавал шикарные пасы и забивал важные голы дальними ударами, головой и вообще как угодно. Опорник по призванию, он переиграл на всех позициях в полузащите, а в сборной Италии при Чезаре Пранделли использовался как «фальшивый атакующий полузащитник». Понятно, что человек с таким универсальным бэкграундом будет тяготеть к чему-то подобному и на тренерской работе.
Если попытаться выпарить из слов Мотты какой-то сухой остаток, то мы получим две идеи, которые действительно можно считать революционными. Это, во-первых, сама мысль о 7 полузащитниках, и во-вторых, вариант с вратарем в качестве полевого игрока. Рассмотрим их по порядку.
Схемы с 7 полузащитниками в мировом футболе еще не существовало, хотя к этому все шло. Стремление тренеров предельно насыщать середину поля, иногда казавшееся маниакальным, привело к появлению схемы 4-6-0. Она стала известной благодаря сборной Шотландии времен Крейга Ливейна. Идея этого своеобразного тренера заключалась в том, чтобы шестерка полузащитников, действуя максимально широко, в результате согласованных маневров при каждой атаке выдвигала из своих рядов одного-двух делегатов в качестве временных нападающих. Что-то похожее, но с вариантом «ложного форварда», использовала сборная Испании на Евро-2012.
Впрочем, на идею Мотты эта схема похожа только огромным количеством полузащитников. Ведь от чистых нападающих он не отказывается — наоборот, оставляет их целых 2. Поэтому идея Мотты напоминает скорее деформированную схему 4-2-2-2, в которой крайние защитники используются более смело. Но вообще, 7 полузащитников — это, конечно, звучит сильно. Хотя и не кажется пределом. Ведь если довести до абсолюта версию Крейга Ливейна, то можно получить схему 2-9-0 с единственными стабильными элементами в лице двух центральных защитников — и полной свободой движения и выражения в остальных зонах.
Теперь — об идее «полевого вратаря». В памяти всплывает незабвенный образ колумбийца Рене Игиты, который обожал демонстрировать технику обводки в районе центрального круга (за что несколько раз жестоко поплатился). Но у Игиты эти кавалерийские вылазки никак не были вписаны в тактическую схему команды — так, плод личной бурной фантазии. Мотта предлагает нечто иное — то, к чему медленно эволюционирует футбол Бундеслиги. На примере Мануэля Нойера мы видим, как футбольный вратарь становится полевым игроком. Вот у Нойера выходы вперед как раз просчитаны и вполне ожидаемы партнерами. И так в немецком чемпионате действует не только Нойер. Правда, все эти выходы происходят не так часто, чтобы позволили считать вратаря полевым игроком.
Тьяго Мотта, говоря о вратаре как о полузащитнике, предполагает, очевидно, его постоянное участие в комбинациях на своей половине поля. Современный вратарь обязан быть хорош в игре ногами — это уже аксиома. Идеал Мотты, насколько мы можем судить — это голкипер, который, обладая игровой техникой своих партнеров, выдвигается из своей штрафной площадки, помогая создавать численный перевес на необходимом участке поля, участвуя в завязывании комбинаций, делая обостряющий пас. Кто в это время контролирует ворота, можно только догадываться. Наверное, за ними как-то присматривают центральные беки, чтобы в случае «обрезки» вратаря и стремительной контратаки хоть как-то помешать сопернику.
Вообще, было бы интересно посмотреть, как Мотта реализует эту схему на практике. Пока его тактическая революция воспринимается как забавный выбрык — ну, или как хитрый пиар в надежде привлечь к себе внимание и получить хорошую работу. Когда он получит настоящую команду и будет ответственен за результат — останется ли он тогда привержен системе с 7 полузащитниками и «полевым вратарем»? Вот вопрос.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»