В 1938 кoмaндa «Стaxaнoвeц» (будущий «Шaxтeр») былa включeнa в высший дивизиoн сoюзнoгo футбoльнoгo чемпионата, раздутый в несколько раз. Дебют получился, в общем, скромненький — 11-е место (правда, при 26 участниках). Но свою первую великую победу клуб добыл именно в том сезоне. О ней и вспоминает Terrikon.com…
Это случилось 4 июня 1938. На поле скромненького деревянного 11-тысячного стадиона в будущем парке Щербакова вышли местная команда и гости из Москвы — армейский клуб ЦДКА. Город, тогда еще носивший имя Сталино, впервые видел столичных футболистов в игре такого уровня, поэтому неудивительно, что, как писали в обзорах, «трибуны будто раздвинулись». За игрой непосредственно наблюдали 20 тысяч человек. Как они там разместились — уму непостижимо.
Но, честно сказать, от гостей больше ждали, чем они могли дать. Армейская команда была слабейшей из столичных на тот момент. В предыдущем чемпионате заняла последнее место — и если бы не реорганизация всего турнира, наверняка отправилась бы на понижение. Но именно этот провал заставил кураторов военного ведомства взяться за ум и подумать об укреплении клуба. Подтянули нескольких талантливых игроков отовсюду, а главное — забрали у московского же «Металлурга» Григория Федотова, одного из главных талантов советского футбола. В Сталино он приехал, да и команда армейская была уже совсем не та, что прежде — техничная, амбициозная. В итоге, она станет серебряным призером чемпионата 1938.
Но «Стахановец» сделал из нее отбивную.
В отчете местной газеты «Диктатура труда» ход матча выглядел так: «Хозяева поля уже на 23 минуте игры открыли счет. Голом увенчался стремительный прорыв Балабы. За 4 минуты до конца первого тайма в ворота ЦДКА идет второй мяч. Гости пытаются упорно отквитаться, но во втором тайме получают еще два мяча в свои ворота. Игра на редкость интересная, изобилующая острыми моментами, закончилась со счетом 4:0 в пользу «Стахановца»».
Для полной ясности, назовем забивших: Григорий Балаба (24), Георгий Акопянц (41), Михаил Васин (55, 76).
Это поражение сыграло с армейцами, так сказать, добрую шутку. Как вспоминал много лет спустя Григорий Федотов, оно больно задело столичных футболистов, и всю дорогу до Москвы команда спорила до хрипоты о причинах случившегося. Защита обвиняла нападение, ничего не забившее, нападение — защиту, пропустившую все, что только можно. В конце концов, успокоились, сплотились, поняли, что нужно работать над тактикой, наигрывать комбинации — и занялись этим немедленно по возвращении. Разгром в Сталино стал началом нового, «серебряного» ЦДКА.
Федотов писал: «Молодая команда горняков играла с большим подъемом, слаженно, напористо. Было очень жарко в этот день, но футболисты «Стахановца» сразу, же предложили нам такой высокий темп игры, что нам, опытным игрокам, было довольно трудно его выдерживать. Весьма возможно, что в технике игры мы их превосходили. Но играли мы разрозненно, отдельными прорывами, много суетились. Обыгрывая противника в единоборстве, не успевали разыграть ни одной комбинации так, чтобы она не была разгадана и предупреждена. Шахтеры выиграли встречу. Победа их была убедительной и полной».
Само собой, разгром ЦДКА стал огромным событием для донецких болельщиков и вспоминался еще многие годы, став поводом для некоторого культа. И до войны, и даже после этот матч вспоминали как некое мерило, как некую «точку сборки», он позволил «Стахановцу» почувствовать уверенность в своих силах и понять, что он вполне способен быть конкурентным и на высшем уровне. А уж болельщики после этого и вовсе воспарили, размечтавшись о медалях.
Реальность оказалась жестче. Поднявшись на 4-е место, команда тут же начала проигрывать и уже через 4 тура оказалась 13-й. Проболтавшись в середине таблицы, в конце лета выдала мощный спурт и вошла в топ-6. Но финиш скомкала и выше 11-го места в итоге подняться не смогла. Тем не менее, союзной публике запомнилась. Это было довольно яркое начало в исполнении коллектива без больших звезд, но с добротной игрой и своеобразным стилем.
В заключение — еще один отрывок из воспоминаний Григория Федотова, связанный с этим матчем, точнее — с тем, что было вокруг матча. Его приятно поразил город: «Весь какой-то особенно светлый, новый, зеленый. Если что там и осталось от прежней Юзовки, так, может быть, только небо, которого прежде, наверное, и не замечали усталые от тяжелого труда шахтеры. Мы ездили на шахты, видели чистые, уютные шахтерские поселки с парками, садами, клубами, школами, спортивными площадками у подножья гор вынутой из недр земли породы. Спускались в забои… В день игры на стадионе собралось едва ли не все население города. Встретили наше появление на поле дружным приветственным гулом. Есть в Сталино одна достопримечательность: огромная гора вынутой породы. Эта гора высится как раз над стадионом. И в дни интересных футбольных встреч на ней нет пустого места. От вершины до подножья сидят на ней ребята, живой кажется гора».
Так начинались футбольные традиции в очень футбольном городе. Они переживут поколения и не устоят только перед нынешней войной…
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»
another languages: uk