Вo врeмeнa сoюзнoгo футбoльнoгo чeмпиoнaтa сущeствoвaл приз «Вмeстe с кoмaндoй». Его вручали, по совокупности, «за лучшую организацию и проведение матчей на своем поле, подготовку стадиона, джентльменское поведение зрителей». Абсолютным рекордсменом по числу его завоеваний был Шахтер, о чем сегодня и вспоминает Terrikon.com…
Приз учредил в 1978 президиум Федерации футбола спортивных обществ профсоюзов. Первым его обладателем в том году стало тбилисское Динамо. В следующие годы его присуждали ЦСКА, Кубани и Спартаку. А потом настало время Шахтера. В оставшиеся 9 сезонов до развала Союза донецкий клуб завоевывал приз «Вместе с командой» 5 раз. Никто другой этого результата повторить не смог. Никто другой не смог взять этот приз даже более двух раз.
Обладателя приза в прессе нередко называли «народной командой». Если так, то Шахтер в Союзе стал «самой народной».
Символично, что выигрывать приз «горняки» начали, вернувшись на родной стадион. В течение почти четырех календарных лет им приходилось играть на другом газоне — Локомотива (впоследствии — РСК Олимпийский). Шахтер в это время пребывал на реконструкции — после того, как поле было совершенно убито после ливня в 1977. Восстановление заняло очень много времени, потому что к вопросу подошли сначала формально, надеясь отделаться косметическими мерами, но потом поняли, что это не сработает, и поступили фундаментально. Была изменена вся система, появился дренаж и подогрев. Вроде бы планировали возвращение в 1980, но что-то оказалось не то с газоном — трава плохо приживалась. А вот к весне 1981 все было готово, и 19 мая Шахтер сыграл первый матч на новом-старом поле. 28 тысяч сначала радостных, но потом все более грустневших зрителей наблюдали за тем, как их команды проигрывает минскому Динамо 0:1.
Конечно, Локомотив был неплохим стадионом, а по вместимости даже превышал Шахтер. Но все-таки, строился он в первую очередь как легкоатлетический — во всяком случае, не для футбола высшего уровня. Энергетика была не та. Расположенный в нише, почти полностью «утопленный» в землю, он не так концентрировал эмоции болельщиков, как Шахтер. На Локомотиве энергия, казалось, улетала в небеса (тоже эффектно, по-своему). На Шахтере она копилась в чаше, которая возвышалась над уровнем земли и резонировала в такт болельщицким биоритмам. Ощущения от присутствия на матчах были совершенно разные.
В первый полный сезон на родном стадионе Шахтер и выиграл приз Вместе с командой в первый раз. Комментируя это событие, историк клуба Алексей Бабешко пишет: «Таким образом была отмечена высокая культура проведения соревнований в Донецке: отлично подготовленное поле, яркие и содержательные программы, организованность и объективность зрителей, которые не оставили команду в трудную минуту». Это правда — минута была действительно трудна. Первый круг того сезона Шахтер провел отвратительно, набрав всего девять очков и пребывая под прямой угрозой bылeта. Но болельщики упорно продолжали ходить на матчи (пусть и не с аншлагами). А 28 августа 1982, когда состоялась 1000-я игра Шахтера в Высшей лиге, набили стадион до отказа — и даже более того. И их команда чуть было не разнесла великолепное тбилисское Динамо с Дараселией, Шенгелией, Чивадзе, Сулаквелидзе, Гуцаевым — но немного сил не хватило: ведя 3:1, дончане позволили гостям сравнять счет.
В тексте Бабешко упоминаются программки — и не случайно. Это была известная козырная «фишка» клуба. Изготовленные на хорошем полиграфическом уровне (по крайней мере, по тем временам), они были составлены компетентно и не без огонька, сочетая серьезность с выдумкой. Готовились они под эгидой пресс-центра Шахтера, участие принимали известные в Донецке «перья» — тот же Бабешко, Марк Левицкий, Леонид Санин и т.д. Это был вполне конкурентоспособный продукт даже на союзном уровне – далеко не каждый московский клуб мог таким похвастать.
К организации матчей тоже вопросов не возникало. Инциденты с приезжими болельщиками удавалось предотвратить. Вспоминается, как технично и вроде бы незримо милиция локализовала фанов Зенита на матче в марте 1983. Борьба на поле шла упорная, не без нервов, матч окончился вничью, и гостевой сектор (сбившиеся в кучку несколько десятков северян) постоянно будоражили соседние трибуны всякими оскорбительными кричалками. Горячие донецкие парни рвались к ним выяснять отношения — но тут же попадали в руки блюстителей порядка, возникавших будто из ниоткуда. Впрочем, от возмездия ленинградские фанаты все равно не ушли — их окружили в подземном переходе на выходе из парка Щербакова, где располагался стадион, и тщательно измяли…
Шахтер выиграл приз «Вместе с командой» и в 1983, показав четвертый результат в стране по посещаемости — при не самом вместительном стадионе (тогда матчи команды посетило 830 зрителей). Потом приз два года отдыхал от Донецка, а в 1986 вернулся — и остался еще на два года. Шахтер занимал тогда довольно высокие места в чемпионате (6-е, 7-е и 8-е соответственно), поддержку имел бешеную, Тбилиси и Ташкент могли бы позавидовать. Да, это была народная команда, без вопросов…
another languages: uk