Вопрос года: Коваленко проснулся?

В пoслeднeм мaтчe прoтив «Кaрпaт» Виктoр Кoвaлeнкo был oдним из лучшиx, eсли не лучшим. Он вообще заметен в «Шахтере»-2019. Что это — случайный всплеск или, наконец-то, долгожданный качественный скачок?

Когда мы прошлой осенью брали интервью у Николая Матвиенко, мы спросили у него — кто был главной звездой того «Шахтера», который навел шорох в юношеской Лиге чемпионов-2015? Ответ был: «Конечно, Витя Коваленко. Он тогда здорово выделялся. И повыше нас, и поплотнее, да и в футболе понимал побольше. Он уже имел опыт выступлений в более взрослых командах, и это ощущалось. Если мы еще просто бегали за мячиком, то он уже четко знал, что с ним делать».

Коваленко начинал, как стопроцентный Golden Boy. Уровень его таланта поражал, в отдельных моментах он творил вещи, просто немыслимые для воспитанника украинской футбольной школы — настолько тонко и изящно мог сыграть. При этом, был достаточно атлетичен, чтобы это изящество не выглядело слишком воздушным. Тогда казалось, что и ментальность у него — в полном порядке. Было похоже, что Виктор — целиком «на своей волне», и ничего его не может сбить — он настолько уверен в своем мастерстве, что оно уже прикипело к нему и никуда не денется. А значит — он сможет сделать то, чего не удавалось многим вундеркиндам: плавно перейти во взрослый футбол.

Его даже в компьютерной игре FIFA оценили по высшему разряду. Он даже входил в Топ-20 лучших молодых футболистов Восточной Европы. Но нет — не получилось…

Был бы Виктор Коваленко опорником или защитником — может, он и стал бы звездой «Шахтера». Но его угораздило играть на позиции атакующего полузащитника. А здесь конкуренция в пору его взросления была испепеляющая. И оба тренера, под руководством которых он работал во взрослом «Шахтере» — и Мирча Луческу, и Паулу Фонсека — не искали от добра добра, отдавая предпочтение чисто бразильской линии атаки. И результат подтверждал их правоту.

Коваленко как-то использовали, и он периодически показывал высокий класс. Но недостаток игровой практики и отсутствие очевидных перспектив, вероятно, загнали его в психологический угол. И со временем главный талант века (именно так продолжают его воспринимать многие болельщики «Шахтера») стал похож на очередной изжеванный судьбой молодой талант, не выдержавший столкновения со взрослой реальностью.

Но все-таки Коваленко — не совсем обычный случай. Недаром говорили, что в академии он производил впечатление Криштиану Роналду — настолько был уверен в себе. И в нынешнем сезоне Виктор показал, что не намерен «склеивать ласты» — наоборот, попробует уцепиться за свой шанс.

Как он выглядит, этот шанс? На фоне ухода нескольких главных атакующих исполнителей прошлым летом, Паулу Фонсека сделал кавалерийскую попытку закрыть образовавшиеся дыры бразильским молодняком. Попытка не сработала — молодняк быстро не прижился. Фонсека начал искать варианты из другого подручного материала. И сразу же наткнулся на Коваленко. На кого же еще?

Из всех, кто мог помочь ему пожарным образом решить проблему, именно этот человек был ближе всего к бразильцам — если не кровно и не ментально, то по способу игры. Класс Виктора не упал — по крайней мере, не радикально. И Фонсека начал сначала робкие, а потом более смелые попытки интегрировать Коваленко в свои игровые схемы. В основном — на привычной ему позиции центрального атакующего полузащитника. Но были и вариации. Показательно, что все они случались в матчах еврокубков. В провальном выезде к «Манчестер Сити» Коваленко играл правого вингера. Но основные эксперименты были связаны с его использованием в качестве отодвинутого назад центрального хава — не чистого опорника типа Степаненко, но чего-то вроде Фреда — игрока, подчищающего сзади и создающего спереди.

Любопытно, что впервые в такой роли Коваленко профигурировал в кубковом матче с «Олимпиком» 31 октября. Потом — в успешном гостевом поединке с «Хоффенхаймом». И, наконец, в обоих матчах с «Айнтрахтом». Дома это пришлось сделать вынужденно после раннего удаления Степаненко, на выезде — сознательно, с самого начала. И по крайней мере домашним опытом Фонсека был доволен, подчеркнув, что Коваленко «очень старался».

Впрочем, Коваленко не впервой играть на разных позициях. За свою карьеру он использовался и как бомбардир, и как вингер обоих направлений, и как двусторонний полузащитник. Всякое было. Но при этом, 81% игрового времени провел все же как атакующий полузащитник. И Фонсека, экспериментируя с применением этого игрока, все-таки в основном выставляет именно на его «природную» позицию. Тем более, что нынешняя кадровая ситуация в «Шахтере» к этому располагает. Впереди, рядом с Тайсоном, Марлосом и Мораесом, явно не хватает «четвертого нелишнего». Коваленко здесь иногда приходится очень даже «а месть». Как это было и в матче с «Карпатами», когда Коваленко забил 2 гола (и впоследствии был признан лучшим игроком тура).

И тут возникает резонный вопрос: что дальше? При том количестве молодых бразильцев, которых «Шахтер» закупил с прошлого лета (причем большинство из них — именно в атаку), плюс родственный им Манор Соломон, не оставляет подозрение, что именно из них Фонсека намерен лепить свою переднюю линию. И что в этой ситуации Коваленко — всего лишь эффективная временная мера, от которой тренер откажется, как только создаст новый бразильский формат.

Так ли это, мы не знаем. Но совершенно очевидно, что в карьере Коваленко сейчас — уникальный момент. Если он намерен продолжать в «Шахтере», для него наступает время чудес. Точнее — должно наступить. Ему необходимо сотворить что-то совершенно исключительное, для того, чтобы доказать свою необходимость команде. Для того, чтобы в системе «Шахтера» появился прецедент, когда в передней линии на равных с бразильцами (или похожими на них по стилю людьми) действует собственный воспитанник. От этого выиграют все — и «Шахтер», и Украина. И, самое главное — непосредственно Виктор Коваленко, в лице которого мы все еще надеемся получить выдающегося взрослого футболиста.



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»