Выигрaв сeзoн-2017, Льюис Xэмилтoн встaл в нe слишкoм ширoкий ряд чeтырexкрaтныx чeмпиoнoв Фoрмулы-1. Крoмe нeгo, здeсь — тoлькo Aлeн Прост и Себастьян Феттель. Вспомним, как он пришел к этому успеху — совсем не такому легкому, как сейчас кажется.
Февраль
Как мы помним, предыдущий сезон прошел под знаком подавляющего преимущества Mercedes. Но зимой вступил в силу новый технический регламент, который если и не обнулял предыдущие наработки, то давал новые шансы конкурентам. Им воспользовались в Ferrari, и воспользовались по полной программе. На предсезонный тестах именно алые болиды «скудерии» выглядели наиболее убедительно, а вот Mercedes столкнулся с неожиданными проблемами.
Впрочем, наиболее спокойные специалисты призывали не ждать революционных изменений. Все-таки регламент в основе своей остался тем же, а великолепная техническая бригада Mercedes никуда не делась. Себастьян Феттель высказывался очень осторожно: «Эталонный уровень очень высок, и на нем пока держится только Mercedes». Три года, проведенные Феттелем без титула, научили его не ждать от сезона слишком многого. Но как же ему хотелось прервать, наконец, гегемонию Mercedes!
Март
На старте сезона Льюис Хэмилтон выглядел слишком расслабленным. Кое у кого возникло впечатление, что он потерял мотивацию. Например, экс-чемпион мира Дэмон Хилл видел все так: «Льюис — эмоциональный человек, и может возникнуть ситуация, когда он просто решит уйти. Он может сказать, что у него уже достаточно денег и достижений, поэтому стимула продолжать может просто не оказаться».
Учитывая прекрасное состояние Ferrari, накануне Гран-при Австралии фаворитом чаще называли Феттеля. Но квалификацию выиграл Хэмилтон. А вот в гонке он тактически просчитался, не угадав со временем пит-стопа. Выйдя вперед, Феттель уже не упустил своего шанса. В гоночном режиме Ferrari доказала, что как минимум не медленнее Mercedes. Легкой жизни у Хэмилтона не предвиделось — надо было напрягаться по-настоящему. Готов ли он был к такому сезону?
Апрель
Гран-при Китая показал, что Хэмилтон к борьбе готов. Он стартовал с поула, спокойно и очень грамотно контролировал ход гонки, так и не позволив Феттелю приблизиться. Сезон намечался горячий. «Я уверен, что мы будем бороться до последнего, и из-за этого могут пострадать отношения. Однако сейчас я очень горжусь тем, что с Себом у меня хорошие отношения. Мы уважаем друг друга, и наша борьба пока не мешает нормальному общению», — говорил довольный Хэмилтон, который после шанхайского успеха сравнялся по количеству подиумов в карьере с легендарным Аленом Простом.
А потом в их борьбу вмешалась третья сила — Валттери Боттас, партнер Хэмилтона по Mercedes. Он выиграл квалификацию в Бахрейне — правда, в гонке гений тактики Феттель смог подсидеть его и отобрать победу. А в Сочи финн одержал первую победу в Формуле-1. Его великолепный старт на Гран-при России можно вносить в учебники — так технично он протиснулся между двумя Ferrari. Болельщики потирали руки: противостояние троих — это ведь всегда интереснее, чем бодание двоих!
Май
«Я не знаю, когда я завершу свою карьеру. Возможно, это произойдет очень скоро, но может случиться и так, что я буду еще долго выступать», — сказал Хэмилтон в одном майском телеинтервью — и это прозвучало совсем не как выступление человека, готового отдать все силы в борьбе за титул. Но что увидел мир в Барселоне? Во-первых, Mercedes привез на Гран-при Испании колоссальное обновление, которое, по словам Макса Ферстаппена, позволяло «улететь в космос». Ну, или как минимум — выглядеть так же мощно, как и Ferrari на старте сезона. Во-вторых, Хэмилтон в Барселоне был собран, как в свои лучшие времена. Проиграв старт, он смог чисто обойти Феттеля в гонке и стал победителем.
В общем зачете Льюис все еще уступал 6 очков, но сочился оптимизмом, уверяя, что знает секрет завоевания титула: «Победит тот, кто стабильнее. Можно выйти вперед в одной гонке, но откатиться назад в следующей. Победит стабильный. Не важно, буду ли я лидером чемпионата после следующей гонки. Важно, буду ли я первым после заключительного этапа». Но гонка в Монако оказалась для него катастрофической. Он не смог подняться выше 7-го места, в то время, как Феттель выиграл — и опять-таки, благодаря грамотной тактике пит-стопов. После Гран-при Монако Феттель ушел вперед уже на 25 очков — а это, на секундочку, стоимость целой победы! Ушла вперед в Кубке конструкторов и Ferrari — у нее в Монте-Карло случился победный дубль, первый за многие годы.
Июнь
В Канаду Хэмилтон отправлялся в подавленном настроении, признаваясь, что не может понять причины проблем с шинами, постигших команду в Монако. Букмекеры и эксперты быстренько переориентировались и уже дружно предсказывали победу Феттелю. В те дни лагерь поклонников Mercedes охватило мрачное оцепенение — ситуация виделась довольно безнадежной. И как же все перевернула монреальская гонка! Mercedes ответил своим победным дублем, Хэмилтон сократил до 12 очков отставание от Феттеля, который после столкновения с Ферстаппеном финишировал лишь четвертым. У Льюиса был еще один приятный бонус: выиграв квалификацию, он сравнялся по этому показателю с еще одной легендой — Айртоном Сенной.
Затаив дыхание, болельщики ждали дуэли лидеров в Гран-при Азербайджана. Но там все получилось иначе. Гонка превратилась в какой-то хаос, в итоге победу одержал Даниэль Риккардо, а лучшие финишировали вне первой тройки. Феттель по ходу гонки дважды врезался в Хэмилтона. Стюарды долго думали, что с ним делать. Рассматривался вариант дисквалификации немца на одну гонку. Но потом решили, что это будет плохо для интриги в чемпионате, и ограничились устным внушением. А Феттель пообещал, что больше не будет. Выяснение отношений откладывалось.
Июль
Гран-при Австрии не принес Хэмилтону радости. Он получил штраф за внеплановую смену коробки передач и, стартовав лишь 8-м, до подиума доехать не смог. Но и Феттель не победил. Первым финишировал Боттас, у которого получилась просто идеальная гонка. Что мы имели после этого в общем зачете? Феттель почти восстановил максимальный отрыв — 20 очков. Хэмилтон шел вторым, но всего в 15 очках позади устроился Боттас.
Стало ясно, что без каких-то неприятных форс-мажоров Феттеля Хэмилтону титул в этом сезоне не светит. И форс-мажор случился уже в следующей гонке — родная для Льюиса трасса Сильверстоуна подложила немцу свинью. Из-за катастрофического износа шин он финишировал только 7-м. А Хэмилтон с Боттасом заняли два первых места на подиуме. В результате, преимущество Феттеля над Хэмилтоном сократилось до мизера. И где-то рядом по-прежнему пасся Боттас.
Но потом Феттель выиграл Гран-при Венгрии. Хэмилтон финишировал 4-м, Боттас — 3-м. Как говорится, наша песня хороша…
Август
Всю первую неделю августа мир Формулы-1 обсуждал красивый эпизод в исполнении пилотов Mercedes на Хунгароринге: Боттас пропустил более быстрого Хэмилтона, чтобы тот попытался нагнать лидирующие Ferrari — но когда это не получилось, Льюис джентльменски вернул позицию партнеру. «Может, это будет стоить нам титула, но мы считаем, что все было сделано правильно», — говорил босс команды Тото Вольфф, и ему рукоплескала романтически настроенная общественность.
Во время августовского перерыва можно было заняться отвлеченными делами. И Хэмилтон посчитал «невынужденные потери» — очки, которые команды теряли по собственной глупости. Посчитал — и прослезился: «Мы потеряли больше… Но мы надеемся, что больше не будем их терять. Я не знаю, почему проигрывали Ferrari по темпу в Венгрии и понятия не имею, продолжится ли это в следующей гонке». Не продолжилось! В Бельгии Хэмилтон одержал победу без приключений. Правда, Феттель финишировал тут же, рядом…
Сентябрь
Льюис развил успех в Монце, на территории Ferrari. И как! Победа в сумасшедшей дождевой квалификации позволила ему побить абсолютный рекорд Михаэля Шумахера по количеству поулов — 68. В гонке Феттель стартовал лишь 6-м и не смог подняться выше 3-го места. В итоге, Хэмилтон впервые в сезоне возглавил личный зачет. Правда, преимущество его над Феттелем составляло всего 3 очка, и вся борьба была еще впереди.
Так, по крайней мере, казалось. Кто мог предвидеть катастрофическую черную полосу, в которую угодит Ferrari? На старте Гран-при Сингапура два болида «скудерии» столкнулись и выбыли из борьбы — а Хэмилтон, победив, увеличил отрыв сразу до 28 очков. Mercedes, оторвавшись от Ferrari на 102 очка, уже тогда решила судьбу Кубка конструкторов.
Октябрь
«Чума на дом Ferrari» продолжилась в Малайзии, где Феттель из-за замены силовой установки вынужден был стартовать последним. Он смог добраться да 4-го места — но Хэмилтон-то финишировал вторым! Разрыв между лидерами увеличился до 34 очков. А после Гран-при Японии он составлял уже невообразимые 59 очков! Сузука похоронила последние надежды Феттеля. У него на машине полетела свеча зажигания — пришлось сойти уже на 3-м круге. Хэмилтон не имел проблем, победил и сделал огромный шаг к титулу. Так азиатская часть чемпионата стала похоронной для Ferrari…
Хэмилтону оставалось только не упустить своего. Он и не упустил. Гран-при США он проехал аккуратненько, стартовав с первой позиции и не уступив ее до финиша. Отрыв вырос до 66 очков. Надо было добрать совсем немного. Как выяснилось — всего 2 очка. Их Хэмилтон получил за 9-е место на Гран-при Мексики. Трудовые 2 очка после прорыва из хвоста пелетона, куда его отбросило столкновение на старте с Феттелем.
Это столкновение было последним шансом немца — даже если он его не спровоцировал. Но Хэмилтон из гонки не выбыл. И взял 2 очка, которые не стали решающими — но стали последними на пути к четвертому титулу. Титулу, в реальность которого на пороге лета мало кто, если помните, уже верил…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»