Вспоминая Лобановского…

Сeгoдня испoлнилoсь бы 80 лeт Вaлeрию Вaсильeвичу Лoбaнoвскoму. Вспoминaя вeликoгo трeнeрa, мы еще раз пытаемся осмыслить его действительный масштаб…

Как ни удивительно, но в советскую эпоху этот масштаб не слишком-то ощущался. И дело даже не в том, что московская футбольная мафия всячески затирала киевлян. Ведь и украинская пресса, хоть и превозносила Лобановского, но как-то робко, словно боясь переборщить, выдвинуть его на мировой уровень. Словно боялась каких-то обвинений… В результате, Лобановский получался скорее «первым парнем на деревне», чем международной звездой. Хотя уже тогда его деятельность привлекала внимание на Западе.

Роже Лемер называл его «Львом Толстым футбола». Кристоф Даум признавался, что в 1988, во время чемпионата Европы, всеми правдами и неправдами прорывался на тренировки сборной СССР и записывал в блокнот все, что происходило там — все, вплоть до последних мелочей, казалось ценным и впоследствии пригодилось.

Может быть, особенным уважением Лобановский пользовался в Германии. Еще бы — ведь именно эта страна первой по-настоящему смогла оценить величие его игровых схем и созданных им команд. Осенью 1975 «Динамо» дважды обыграло «Баварию», лучшую команду Европы, не позволив ей забить ни одного гола. Это было сделано настолько грамотно, с таким достоинством и профессионализмом, что Германия просто ахнула. С тех пор гений Лобановского там бесспорен, как законы термодинамики.

«Это был человек, сделавший для развития футбола несказанно много», — говорил о нем Франц Беккенюауэр.

Еще одной футбольной страной, ставившей Лобановского очень высоко, была Италия, где всегда ценились умные тактики, сочетающие свои схемы с безупречной функциональностью футболистов. Что делал, например, начинающий тренер Фабио Капелло? Вот что: «Я поехал на чемпионат мира 1986 в Мексику — посмотреть на новые тенденции. Не забуду, какое впечатление на меня произвела сборная СССР во главе с Лобановским. Она играла в очень быстрый — даже по сегодняшним меркам — контратакующий футбол».

Или вот слова Невио Скалы: «Команды Лобановского представляли собой футбольные машины, подавлявшие соперника физически и тактически. Я никогда не считал зазорным детально изучать его доклады и перенимать прогрессивные наработки. Его вклад в развитие мирового футбола переоценить очень сложно».

Почему Лобановского ценили так высоко? Почему он сразу так взлетел в глазах специалистов? Вспомним середину 70-х годов. Футбольный мир восхищается голландским «тотальным футболом». Изобретенный в «Аяксе», он кажется недостижимым — по крайней мере, в ближайшей перспективе. Слишком уж много требуется от команды, чтобы играть в таком ключе. И вдруг в Европе, из советского тумана, давно уже не рожавшего ничего интересного, появляется нечто, очень и очень похожее на «летучих голландцев» Ринуса Михелса. Это нечто — киевское «Динамо», которое Лобановский смог довести до нечеловеческих кондиций.

Это был тот самый «тотальный футбол», который считали мечтой. Лобановский сделал его рабочей схемой. И это было по-настоящему удивительно.

Впрочем, рядовой советский болельщик этого понимать не хотел. Или не мог, наблюдая явление со слишком короткой дистанции. В домашних условиях мы видели разное «Динамо», и далеко не всегда такое блестящее, каким оно являлось в Европе. Мы видели достаточно примеров серого, скучного «Динамо», которое свои очки добывало не на лету, а ползком. Мы привыкли осуждать «выездную модель», которая стала тем, что прежде всего в сознании болельщика ассоциировалось с Лобановским — именно она, а не какой-то там «тотальный футбол», который, казалось, никак не связан с киевской командой.

Но в нужный момент «Динамо» неизменно поднималось на божественный уровень — и летело. И выигрывало турниры и славу. Оставалось только руками разводить…

Величие Лобановского подтверждают три созданных им команды-мечты. Впрочем, в этом можно усмотреть и уязвимость его метода. Вот что писал об этом известный футбольный литератор Дэви Аркадьев в 1991: «Я твердо убежден в том, что не вина, а беда Лобановского, человека, бесспорно, очень талантливого и одаренного, в том, что он, израсходовав много сил и здоровья, нервной энергии и интеллектуальных ресурсов, так и не стал великим тренером… Давно известно, что нет подлинного величия там, где нет доброты, справедливости и правды. А с этим у Васильича бывали нередкие перебои, перерастающие порой в дефицит. Вот и стоит, наверное, с этой позиции взглянуть, поразмыслить, почему Лобановский, даже работая в комфортных условиях и располагая всем ее футбольным потенциалом, пока не стал великим тренером и не создал «чудо-команду», шагающую от победы к победе».

Есть в этом, наверное, горькая правда. Но все-таки три команды, созданные из совсем разного материала, сумевшие выйти на высший европейский уровень в три разные эпохи — это сильный аргумент в пользу величия.

Лобановский не был первым футбольным тренером, который пытался срастить футбол и науку. Но до него никто в мире не мог достичь в этом гармонии. Ведь даже в киевском «Динамо» времен Виктора Маслова практиковали научных подход к анализу игр и организации тренировок. Но, в конечном итоге, «Дед» всегда принимал решения, доверяясь своему тренерскому чутью. Система Лобановского ставила эмоции и цифры в равное положение. Это тоже было знаком будущего, приветом из завтрашнего мира, в котором компьютеры сольются с человеком в такое неразделимое целое, что уже и непонятно, что первично и что важнее.

Сегодня будет сказано очень много красивых слов о том, каким замечательным человеком был Валерий Васильевич, какой это был грандиозный ум… Как обычно в дни посмертных юбилеев, будет сделан сильный перекос в сторону идеализации и без того светлого образа юбиляра. Будет сделано то, против чего всю жизнь боролся Лобановский. Будет нарушен баланс. Поэтому лучшее, что мы можем в этот день — вспомнить Лобановского таким, каким он нам казался, со всеми его достоинствами и недостатками. Вспомнить его сухую выездную модель — и завоеванные им трофеи. Вспомнить так забавлявшее страну маятникоподобное раскачивание на тренерской скамейке — и неодианно мальчишескую, задорную улыбку в тот момент, когда становилась явью очередная великая победа…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»